ААйман Экфорд. Как снизить тревожность аутичного ребенка.

Создано благодаря моей лекции на канале на инстаграм @autistic_kids
Аутичные люди страдают от тревожности чаще неаутичных, потому что они вынуждены жить в мире, который на них не рассчитан и сталкиваться с давлением общества.

Неудивительно, что страхи и тревожность у детей — одна из самых распространенных жалоб родителей. Многие из них искренне не понимают, что же делать, чтобы ребёнок испытывал меньше тревожности? Как сделать так, чтобы тревожность не мешала ему осваивать новые навыки?

Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать если хотите чтобы ваш ребёнок был очень тревожным человеком, и то, что вы можете сделать вместо этого, то есть то, за счёт чего вы, наоборот, можете снизить уровень тревожности.

❌ Будут отмечены вещи, повышающие тревожность.

✅ Будет отмечено, то, что ее снижает.

Итак:

I.УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНЫМ ГРАНИЦАМ И ОСОБЕННОСТЯМ РЕБЁНКА. (АКТУАЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ)

1.

❌ Нельзя: Бить и наказывать ребёнка.

На самом деле, бить и ограничивать нельзя никого.

ВМЕСТО ЭТОГО…

✅ Нужно:

а) понять, что ребёнок тоже человек и подчиняется тем же законам психики что и взрослые, поэтому если ограничения и физическое насилие повышает тревожность у вас, это повысит тревожность и у ребёнка.

б) понимать, что ребёнок тоже человек, и поэтому не допускать по отношению к нему тех действий, которые вы бы не допустили по отношению ко своим близким взрослым.

с) попытаться договориться с ребёнком, как можно более четко объяснив ему, почему его действия неприемлемы.

Если ребёнок вас не понял, то можно…

d) Замотивировать ребенка подарками, карманными деньгами или приятным для него времяпровождением.

 

2.

❌ Нельзя:

а) ограничивать жизненно важные потребности ребёнка, или использовать их для мотивации: например, такие потребности как сон, еда, доступ к питью или возможность принять душ.

б) ограничивать стимминг ребёнка.

с) ограничивать специнтересы ребёнка.

Подобные ограничения добавляют в жизнь ребёнка тревожности и лишают его чувства безопасности.

✅Можно — точнее, нужно:

а) удовлетворять естественные потребности ребёнка, и позволять ребёнку удовлетворять свои потребности.

б) позволять ребёнку стиммить, если стимминг не вредит окружающим, потому что стимминг снижает тревожность, и, кроме того, помогает аутичным людям сосредоточится и выражать свои эмоции (ну а когда людям мешают на чем-то сосредоточится или выражать эмоции естественным образом, это точно не может их успокоить!)

с) позволять ребёнку тратить свободное время на специальные интересы, потому что у ребёнка есть право распоряжаться своим временем + спец.интересы помогают многим аутичным людям успокоиться и снять напряжение.

 

3.

❌Нельзя: переставлять вещи ребёнка без спроса, трогать его вещи, если он этого не хочет, ограничивать его доступ к его же вещам.

✅Нужно:

а) Помнить что у детей тоже есть право собственности, и что чем раньше человек научится ценить и понимать, что такое право собственности, тем меньше вероятности что в будущем он подвергнется стрессу, связанному с обманом и мошенничеством.

б) не забывать что у многих аутичных людей очень сильно развито право собственности + многие аутичные люди тяжело переносят неожиданные изменения, поэтому переставление их вещей без спросу не только увеличит их тревожность, но и может вызвать сильное чувство тревоги и отсутствия безопасности в вашем присутствии.

4.

❌ Нельзя: игнорировать телесную автономию ребёнка. Это значит, что:

а) нельзя его насильно обнимать, трогать, удерживать.

б) заставлять его есть продукты, которые ему неприятны.

с) заставлять его носить неудобную одежду.

Подобные вещи доставляют аутичным людям очень сильный дискомфорт, который зачастую хуже сильной боли, и страх перед подобными вещами может сделать ребёнка очень нервным.

✅Нужно: понимать что принцип «мое тело — мое дело» распространяется не только на взрослых, но и на детей.

Это не только снизит тревожность и повысит уровень доверия ребёнка к вам, но и снизит вероятность, что ребенок в будущем может стать жертвой сексуального насилия, харасмента или травли, потому что ребёнок с большей вероятностью сможет защищать личностные границы. А ведь изнасилование, травля и домогательства точно не добавляют человеку психического здоровья!

 

5.

❌Нельзя: Перекладывать ответственность за свои чувства на ребёнка, требовать от него каких-либо действий только потому что вы боитесь или волнуетесь.

✅Нужно: Понимать, что

а) другие люди, в том числе ваш ребёнок, не ответственны за ваши чувства.

б) у ребёнка ещё меньше опыта с тем, чтобы научиться справляться с эмоциями.

с) обратиться за помощью к психотерапевту, если вы не справляетесь со своими эмоциями, помнить что в том, что у вас тоже есть психические проблемы нет ничего постыдного, пока вы не усложняете этими проблемами жизнь другим.

 

6.

❌Нельзя:

а) Стыдить ребёнка за эмоции.

б) говорить ему: «не бойся», «не плачь» и т.п.

✅Нужно:

а) помнить что эмоции — результат биохимического процесса, происходящего в организме, и люди любого возраста — в том числе дети не могут быть в них виноваты.

б) понимать, что любой человек не боялся бы и не страдал, если бы на то была его воля!

с) если ребёнку нравится когда вы его отвлекаете и успокаиваете, помочь ему отвлечься и успокоить; если нет — позволить ему побыть одному и успокоиться наиболее удобным для него способом.

 

7.

Нельзя:

❌Пытаться договориться с ребёнком, когда:

а) он устал

б) он находится в состоянии мелтдауна или шатдауна

в) он сонный

с) у него информационная перегрузка

d) вокруг все слишком громко и ярко.

✅Нужно:

а) позволить ребёнку выспаться, успокоиться и/или побыть одному.

б) договариваться с ребёнком, когда он в состоянии воспринимать что вы говорите, и когда он спокоен.

 

8.

❌Принуждать ребёнка ходить в обычную школу или находится в детском коллективе если он этого не хочет.

✅Перевести ребёнка на домашнее обучение, если он этого хочет.

 

9.

❌Нельзя: требовать от ребёнка повиновения.

✅Нужно

  • уважать слово «нет» со стороны ребёнка точно так же, как вы уважаете слово «нет» взрослого.
  • понимать, что:

а) жизнь в системе, где ты обязан постоянно подчиняться другим негативно влияет на психику.

б) дети волшебным образом после 18 лет не учатся понимать свои желания, отстаивать границы и противостоять давлению, поэтому то, что лучшим качеством людей до 18 лет считается послушание негативно сказывается на их психическом здоровье, не только повышая тревожность, а и мешая им развить свой потенциал.

 

II. ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО ДЛЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ.

1.

❌Нельзя: Пытаться сделать ребёнка неотличимым от сверстников, то есть «нормализовать» его.

✅Нужно: помнить что любые попытки переделать личность человека увеличивают его тревожность. Поэтому важно:

а) отказаться от нормализирующих «терапий»

б) отказаться от «традиционного воспитания», которое основано на том, чтобы сделать ребёнка для взрослых.

с) научится принимать ребёнка таким, какой он есть.

 

 

2.

❌Нельзя:

а) давать ребёнку нечеткие инструкции.

б) задавать ему абстрактные, нечеткие вопросы.

✅Можно:

а) помнить что нечеткие инструкции вроде «убери в комнате» или «сходи в магазин и купи хлеба» невыполнимы для многих аутичных детей, и поэтому повышают их тревожность; что вы можете сделать? Делать свои просьбы как можно более конкретными, помогать ребёнку справится с бытовыми и другими делами с помощью конкретных инструкций.

б) конкретизировать свои вопросы — например вместо «чем ты вчера занимался?» можно спросить «смотрел ли ты вчера фильм/катал ли ты вчера машинки/был ли ты вчера на улице?» Если ребёнок понимает все эти слова, то подобные конкретные вопросы значительно снизят его тревожность при общении.

 

3.

❌Нельзя:

а) ограничивать. доступ к альтернативной коммуникации.

б)требовать от ребёнка, чтобы он использовал исключительно устную речь.

✅Нужно:

а) помнить что ограничение коммуникации сильно увеличивает уровень тревожности;

б) использование альтернативной коммуникации не только позволяет человеку с речевыми проблемами более полноценно выражать свои мысли, а и способствует развитию речи.

с) принять что некоторые аутичные люди всю жизнь будут общаться только с помощью альтернативной коммуникации.

d) помнить, что поведение — тоже коммуникация (поэтому, скажем, протест, выраженный с помощью поведения, так же важен как устное «нет»)

 

4.

❌Нельзя: Принуждать ребёнка к общению — это только повысит уровень тревожности и недоверия к вам, а также увеличит вероятность травли и тревожности.

✅Нужно:

А) Помочь ребёнку наладить коммуникацию с теми людьми, с которыми он хочет общаться или подружиться.

Б) Принимать нежелание ребёнка заводить друзей, если он не хочет их заводить, потому что никто не обязан ни с кем дружить если он этого не хочет.

В) Воспринимать всерьёз проблемы ребёнка с общением, даже если вам они кажутся странными.

 

5.

❌Нельзя: Сбивать планы аутичного ребёнка.

Это выводит многих аутичных людей из себя, мешает им справляться с повседневными делами, может довести их до истерики или даже до суицидальных мыслей.

✅ Нужно: Стараться предупреждать о предстоящих событиях и о возможной смене планов заранее.

 

6.

❌Нельзя: учить ребёнка «необязательным навыкам» если он не хочет им учиться, или навязывать ребёнку важность обучения этим навыкам.

Под необязательными навыками имеются в виду навыки, без которых человек прекрасно может прожить. Например:

-умение играть.

-умение вести светскую беседу.

-умение заправлять постель.

-умение писать школьные сочинения.

-поддержание контакта глазами.

✅Нужно:

а) понять что лишняя учебная нагрузка обычно повышает тревожность и отнимает силы.

б) анализировать культуру, в которой вас воспитывали, научиться отделять действительно важные навыки от навыков, которым учат детей просто потому, что «так принято в обществе».

с) постараться научить ребёнка важным навыкам, например:

-базовой коммуникации — с помощью речи или АСС.

-умению обращаться за медицинской помощью;

-умению считать деньги;

-умению ориентироваться в городе.

 

7.

❌Нельзя: скрывать от ребёнка, что он может столкнуться с травлей и дискриминацией из-за своей аутичности.

✅Нужно:

а)объяснить ребёнку, что такое травля и дискриминация.

б)помочь ему понять, что он в этих явлениях не виноват.

с) обьяснить, что делать в случае травли и дискриминации.

***

Итак, этот список можно было бы продолжить, но думаю основные вещи мне все же удалось выделить.

Напоследок хотелось бы сказать, что если вы начнёте воспринимать своего ребёнка как полноценного человека, и научитесь понимать его аутичные особенности, это снизит тревожность и у вас, и у него. Если вы запомните из всего списка только это, то даже тогда ваша жизнь станет гораздо легче, ведь это — основа нормальных отношений между аутичным ребёнком и нейротипичным родителем!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s