Айман Экфорд: «Двенадцать тезисов, которые помогут вам поговорить с аутичным ребенком о его отличиях»

Возможно, о некоторых вещах вы уже говорили со своим ребенком, а о некоторых нет. Возможно, некоторые вещи вам надо будет сказать ему только один раз, а некоторые вам придется повторять часто. Возможно, вам придется изменить формулировки, предложенные мною. И, наверняка, вам придется скорректировать эти тезисы  в зависимости от возраста, аутичных особенностей и особенностей восприятия вашего ребенка.  Может быть, у вашего ребенка нет определенных проблем и особенностей, о которых я написала и, возможно, я упустила что-то, что стоит ему объяснить. Возможно, прочитав это, вы поймете, что должны рассказать своему ребенку еще о чем-то, о чем я не упомянула, или, наоборот, что-то из предложенного мною вы говорить не будете. Все аутичные дети разные, и поэтому этот список является не универсальным. Мой план – это скорее перечисление того, о чем стоит сказать аутичному ребенку, чем инструкция для ведения разговора.
Внимание! Некоторые вещи в этом плане переданы в намеренно упрощенной формулировке.

1) Мозг – это орган, который управляет телом человека. Мозг разных людей устроен по-разному, и это совершенно нормально. Твой мозг работает не так, как работает мозг большинства других людей. И способ работы твоего мозга называется «аутизм».
Ты всю жизнь будешь аутистом. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто факт.

2) Многие люди считают, что аутизм — это болезнь. Часто такие люди считают, что все люди должны думать одинаково и выполнять определенные вещи одним и тем же способом. Эти люди неправы. Ты не больной и с тобой все в порядке. То, что ты мыслишь по-другому, не делает тебя неправильным. Сейчас «аутизм» официально считается болезнью, но это происходит из-за невежества авторитетных специалистов. Под болезнью чаще всего понимают то, что надо исправлять и искоренять. А аутизм влияет на то, как ты думаешь и как ты воспринимаешь мир. Он делает тебя тобой и его не надо «искоренять» или «лечить».

3) Другие люди могут думать и чувствовать, как и ты. У поведения других людей всегда есть причина, как и у твоего поведения. Ты можешь хотеть, чтобы другой человек что-то сделал, а другой человек может этого не хотеть. Другим людям может нравиться то, что не нравиться тебе, или им может быть хорошо, когда тебе плохо. Ты можешь знать то, чего не знают другие люди. Другие люди могут знать то, чего не знаешь ты. Мысли, чувства, физические ощущения и желания других людей могут не совпадать с твоими мыслями, чувствами, физическими ощущениями и желаниями. Это абсолютно нормально.
Но от того, что твой мозг устроен иначе, тебе может быть сложно понять других людей, а им – понять тебя. Тебе они могут казаться странными, а ты можешь казаться странным им.

4)  Ты всю свою жизнь будешь отличаться от большинства людей. Так что тебе придется научиться жить среди людей, которые не похожи на тебя. Возможно, иногда тебе придется вести себя неестественным для тебя образом для того, чтобы добиться того, что ты хочешь. Большинству людей важно, чтобы поведение других соответствовало общепринятой норме, а большая часть норм создана неаутичными людьми для неаутичных людей. И иногда ты будешь зависеть от других людей.
Вероятно, иногда тебе придется объяснять, почему ты сказал то, что сказал, объяснять, как именно ты воспринимаешь определенные вещи и почему тебе тяжело делать то, что легко делать другим. Другие люди действительно могут не понимать этого, и если это им не объяснить, они могут отказать тебе в помощи, которая тебе необходима, начать плохо к тебе относиться или сделать неправильные выводы о тебе, которые повлияют на их поведение по отношению к тебе.

5)  Возможно, иногда тебе придется требовать для себя особую поддержку, потому что условия в мире, в котором мы живем, к сожалению, не приспособлены для аутистов. (Объясните, как и в каких случаях стоит просить поддержку и аккомодацию)
Возможно, иногда тебе придется защищать свои права, потому что в нашей стране права тех, кто не похож на большинство нарушаются чаще, чем права тех, кто похож на большинство, хотя по закону нашей страны все мы равны.

6) В мире есть очень много людей, чей мозг устроен так же, как и твой. Примерно каждый сотый человек – аутист. И, возможно, тебе будет легче общаться с другими аутистами, чем с теми, кто мыслит как большинство людей.

7) Иногда другие люди будут обижать тебя за то, что им будет казаться, что ты ведешь себя странно. Поэтому ты должен научиться отвечать на нападки и давать сдачи обидчикам. (Постарайтесь объяснить ребенку, что значит «обижать», какое именно поведение стоит считать травлей, объясните ему разницу между нападением и самообороной и скажите, как именно он может дать сдачи обидчикам и к кому он может обращаться за помощью в случае травли).

8) Некоторые вещи будут даваться тебе легче, чем другим людям, а некоторые, наоборот, сложнее. Тебе могут с легкостью даваться вещи, которые другим кажутся очень сложными, а другие вещи, которые другим кажутся простыми, могут казаться очень сложными тебе. (Привести конкретные примеры, основанные на особенностях вашего ребенка). Иногда это может привести к конфликтам между тобою и другими людьми.

9) Другие люди могут воспринимать звуки, запахи, вкусы, свет не так, как ты. Они воспринимают их сильнее/слабее (Зависит от индивидуальной сенсорной чувствительности ребенка. Желательно отметить, какие сенсорные раздражители другие воспринимают сильнее чем он, а какие слабее, и на что влияют эти различия).

10) Другие дети могут странно реагировать на то, когда ты трясешь руками/бегаешь/раскачиваешься/повторяешь любимые фразы и т.п. Это может привести к одной из тех ситуаций, когда тебя могут обижать за то, что ты отличаешься от большинства людей.

11) Другие дети общаются не так, как ты.
Им легче формулировать свои мысли словами. Поэтому они могут говорить больше и быстрее, чем ты или быстрее отвечать на вопросы других людей.
Когда ты говоришь что-то другим людям, ты делаешь это для того, чтобы сообщить им определенные вещи. Многие люди часто говорят тебе что-то, потому что таким образом они хотят как-то повлиять на то, что ты думаешь или на то, что ты будешь делать. Они могут говорить тебе о фактах, которых на самом деле не было, потому что они хотят, чтобы ты в них поверил. Это называется ложью.
Другие дети могут подходить к тебе и говорить странные вещи, которых на самом деле не бывает – вероятнее всего, в таких случаях они фантазируют или играют. Игры многих детей основаны на разыгрывании определенных сюжетов друг с другом или с игрушками. Игры могут строиться на воспроизведении ситуаций, которые бывают в реальной жизни – например, дети могут играть в поход к врачу, в школу, в дочки-матери, в журналистов, которые берут интервью или в полицейских, которые ловят преступников. И игры могут строиться на выдуманных и нереалистичных ситуациях. Например, дети могут играть в Покемонов из одноименного мультфильма или изображать героев какого-либо другого мультфильма, фильма или книги или придумывать сюжет полностью самостоятельно. Дети могут изображать разумных животных, инопланетян или сказочных существ.
Дети могут не предупреждать о том, что они начали игру. Они думают, что ты это должен угадать. Такое поведение может пугать, но оно не представляет опасности.
Другие дети могут называть себя выдуманными именами, в том числе именами персонажей, или рассказывать всякие небылицы, отрицая то, что этого на самом деле не было. Это не значит, что они на самом деле верят в то, о чем они говорят или что они считают себя другим человеком. Вероятнее всего, они просто хотят, чтобы ты в это поверил. А, возможно, им просто нравиться это рассказывать, примерно, как тебе нравиться смотреть фильмы/читать/трясти руками/повторять определенные фразы.
Другие люди могут говорить определенные вещи, используя намеки и метафоры. (Привести примеры намеков и метафор и объяснить, что это такое. Объяснение должно зависеть от возраста ребенка).
Другие люди могут хотеть, чтобы в определенных ситуациях ты повторял определенные фразы, которые приняты в обществе. Им приятно, когда ты их повторяешь. Например, если ты впервые за день видишь другого человека, человек может ждать, что ты скажешь ему «привет» или «здравствуйте». А если человек куда-то уходит, он может ждать, что ты скажешь ему «пока» или «до свидания». Когда ты что-то просишь, люди могут ждать, что ты прибавишь к своей просьбе слово «пожалуйста». Когда другой человек тебе что-то дарит или делает то, о чем ты его просил, он может ждать, что ты ответишь ему словом «спасибо». Другие люди могут начать хуже к тебе относиться или вести себя странно, если ты не используешь такие слова, потому что они считают, что все должны так говорить.
Другие люди могут стараться смотреть тебе в глаза или в лицо во время разговора. Для большинства людей это естественно. Это может показаться странным, но им легко сфокусировать взгляд и при этом говоить. Им легче слушать тебя и говорить с тобой, если они смотрят тебе в лицо или в глаза. Они думают, что ты воспринимаешь мир так же, как они. Поэтому им может казаться странным, что ты не смотришь им в глаза во время разговора. Они даже могут решить, что ты их не слушаешь, если ты не смотришь им в глаза.

12) Если поведение других детей или взрослых кажется тебе странным, и ты хочешь понять его причины, то, к чему оно может привести, или что этот человек от тебя хочет, ты можешь всегда рассказать нам об этом поведении и попросить, чтобы мы тебе его разъяснили. Ты можешь сделать это с помощью слов. или написать нам о нем и дать нам прочесть текст. Ты можешь указать, в какой форме ты хотел бы получить ответ – в устной или письменной.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s