Аркен Искалкин: «О преимуществах домашнего обучения для аутистов»

Данная статья относится не ко всем аутистам, я читал новости о том, как некоторые аутисты делали огромные успехи в специальных школах, но для многих аутистов это верно.

Аутисту гораздо лучше, спокойнее и эффективнее учиться на дому. Уважаемый родитель, да, Ваш ребёнок – аутист с высокой долей вероятности может учиться в общеобразовательной школе, ровно, как и Вы можете работать на Лесоповале 1937 года, а на выходе зачастую получается одно и то же. Да, часто фразой: «Смотрите! Мой ребёнок – аутист, но переборол себя и теперь учится наравне с нейротипиками!!» можно понтануться перед знакомыми, но стоят ли эти понты загубленной жизни ребёнка?

Общеобразовательная школа скорее ломает ребёнка-аутиста, чем учит. Самый главный и страшный фактор – это травля. Но здесь я не буду на этом останавливаться, про травлю аутистов в школе и так написано очень много, тут всё понятно. А теперь допустим, что нашего ребёнка-аутиста не травят. Например, там учитель – одновременно крутой тьютор и бывший ФСБ-шник, умеющий заставить других учеников отказаться от нехороших затей полностью.

Подобная ситуация была у меня в офисе. Среди сотрудников эйблистов не было, более того, когда я из-за аутизма что-то делал не так, руководство входило в положение и не отрубало мне голову, что мы можем видеть на моей аватарке – а там до сих пор живой человек с головой, а не Почти-Безголовый-Ник.

Но это – офис. Комната с живыми людьми. Которые могут говорить. Причём, не важно, о чём, о личном, или о рабочем, но они ГОВОРЯТ. А любые разговоры отвлекали меня от работы, сильно ухудшая мою продуктивность. Впрочем, даже молчаливый, но открытый офис с живыми людьми, которые могут наблюдать друг за другом и молча, может дать тот же эффект. Как минимум, потому, что тут надо следить за своим поведением, и вести себя «прилично»

А в итоге депрессия перехлынула через край, и у меня уже не было сил сдерживаться, и я стал стиммить прямо в офисе. Причём, если в школе это может сойти за детскую шалость – дети ведь любят подвигаться даже на уроке, то во взрослом офисе с культурными людьми стиммящий взрослый лоб будет очень не соответствовать самой идее офисной дисциплины и имиджа. Естественно, сотрудники испугались, а не плохо ли мне глобально? И мне несколько раз пришлось им объяснять, что у меня нет инфаркта, это поведение – просто следствие обсессивно-компульсивного расстройства, при котором, как минимум, можно, хоть и с трудом, но продолжать работать, и даже после этого дойти самостоятельно до дома.

И дисциплина. Нет, я понимаю, что она существует не просто так, ибо зачастую нейротипики, если за ними не следить и отпускать слишком много курить, могут не сделать работу, потому что лень. И прецеденты в мировой истории на многих работах есть. Но для аутиста эта слежка выглядит, как прессовки на зоне, где вертухай не даёт есть, когда от голода желудок сводит, и вообще, руководитель превращается в страшного монстра, хотя, для нейротипиков это – обычный руководитель. После нескольких работ такого типа я был полностью уверен, что работа = каторга, и уж лучше всю жизнь буду жить на пенсию. Пока не стал работать в проекте#я_блоггер_3 (2,1) . А здесь всё сделано как раз с учётом потребностей аутиста. Я сижу дома один, никто не следит за каждым моим шагом, и я могу курить, кушать, стиммить, и т.д. в это роде, сколько влезет. А это позволяет мне работать с удовольствием и без стресса. Да, нормы есть, и руководитель может их проверить. Но проверяет он не каждую секунду, как в офисе – тут главное, чтобы работа была сделана. А она делается, потому что аутисты, по большей части, обязательны, и если надо сделать – они делают, даже если придётся для этого работать всю ночь. Но жёсткий контроль ломает их, создавая страшный стресс. А без цербера в той же комнате многие аутисты работают в разы продуктивнее.

А ещё дома я один, и никто меня не отвлекает, поэтому я сосредотачиваюсь на работе. Что тоже положительно сказывается на продуктивности. Но даже если рядом вдруг оказываются громкие товарищи, я одеваю наушники, и могу их не снимать, а в офисе, где меня могли постоянно позвать для чего-либо, такой вариант бы не прошёл.

А ведь в школах и вузах все эти факторы тоже прекрасно присутствуют. А теперь добавим сюда сенсорные перегрузки и болезненные реакции на какой-либо свет или шум. Ещё фактор, снижающий продуктивность. Дома-то хоть можно холодильник выключить/поменять/перенести в другую комнату и лампу вывернуть, а вот в школе это не положено.

Зачастую аутист может глобально не понимать тему, а учитель физически не может разжевать тему для него, потому что у него тут ещё примерно 30 лиц, которым тоже надо всё объяснить, а урок ограничен по времени, и учитель – тоже, ведь у него после урока, скорее всего, есть дела. Более того, данный учебник и данный учитель могут быть первоклассными учителями, но конкретно их вариант преподавания может оказаться вообще недоступным для аутиста – слишком много основано на интуиции, и слишком мало на логике.

Даже про себя могу сказать, что бОльшую долю школьной программы выучил дома с родителями, которые могли в итоге объяснить тему лично мне.

Да, не каждый родитель может сам взять и учить своего ребёнка – он может уж совсем не уметь это делать. Есть много аутистов, которые могут учиться сами по книге, в спокойной обстановке, без учителя. Но не все.

Поэтому я предлагаю вариант – обучение по онлайн (в записи) лекциям. Ведь у нас в проекте Я блоггер. Хочешь писать? Участвуй! практикуются вебинары и тренинги в онлайн-режиме. На которых участвующие учатся. Так почему бы не перевести и школьную программу в такой формат? Например, учитель может из дома вести такой вебинар на очень много учеников, и всем им не надо будет уходить из дома.

А если наш ученик что-то не понял, он может задать учителю вопрос по электронной почте(переписке в комнате вебинара), а потом сдать онлайн-экзамен. А аутисты по большей части честные, и экзамен дома будут писать из головы, а не из копипаста. Ведь кто хочет списать – спишет и на обычном экзамене, ибо искусство создателей шпаргалок и их креативность безграничны.

Пока у нас нет опыта создания такой системы, и её придется создавать вручную, но, думаю, она была бы оптимальной для большинства аутичных детей. А главное – определиться, чего мы хотим? Соблюдения догмы о том, что всех надо запихнуть в школы, или, чтобы наш ребёнок научился, чувствуя себя при этом максимально комфортно? Если последнее, то нужно серьёзно обдумать возможность и технологии домашнего обучения.

____
Читайте также на эту тему:
Аркен Искалкин: «Тюремная» социализация аутиста

89fkVcmbtNo

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s