Айман Экфорд: «12 советов для родителей, которые планируют отдать своего аутичного ребенка в детский сад»

Как вы уже знаете, я думаю что подавляющее большинство детских садов на постсоветском пространстве не подходит для аутичных детей.
Тем не менее, я понимаю что в жизни бывают разные ситуации. Не у всех детей есть бабушки и дедушки, которые хотят и которые в состоянии с  ними сидеть. Не все родители могут сидеть дома со своим ребенком. Не у всех есть деньги то, чтобы нанять няню. Кроме того, некоторые дети, в том числе и аутичные дети, могут сами хотеть пойти в садик.
Поэтому я написала эти 12 советов для родителей, которые планируют отправить своего аутичного ребенка в обычный детский сад.


1) Еще раз подумайте о своем решении.

Подумайте еще раз, стоит ли отдавать ребенка в детский сад. Помните о том, что ваш ребенок может получить там травму – как физическую, так и психологическую. Он может еще сильнее замкнуться в себе, у него могут усилится проблемы с речью, у него может появится социофобия или обсессивно-компульсивное расстройство. Если он не ценит свою жизнь (а есть дети, которые не ценят свою жизнь и не боятся смерти), он может в уже таком раннем возрасте начать задумываться о самоубийстве.
Сможете ли вы гарантировать, что ваш ребенок будет в безопасности в детском саду? Как вы будете узнавать о том, что с ним происходит в садике? Сможете ли вы определить «критический момент» и срочно забрать его из детского сада? Где он будет проводить большую часть дня, если не сможет ходить в садик?
Прежде чем отправлять ребенка в детский сад, подумайте о возможных путях отступления и о том, как быстро вы сможете ими воспользоваться.

2) Тщательно выбирайте детский сад.
Как руководство детского сада и его работники восприняли новость об особенностях вашего ребенка? Уверены ли вы в том, что они смогут его защитить? Есть ли в садике тихое и доступное для ребенка место, в котором он может прийти в себя в случае сенсорной перегрузки? Не слишком ли плотный график занятий? Не слишком ли много детей в группе? Насколько часто меняется расписание?

Лучше всего отдать ребенка в небольшой частный садик, с небольшим количеством детей в группе, в котором воспитатели с уважением относятся к детям и учитывают мнение их родителей.
Очень хорошо, если работники детского сада уже имеют позитивный опыт работы с аутичными детьми.
Было бы прекрасно, если бы вы смогли найти детский сад, в котором работает ваш знакомый или родственник, чтобы он мог  время от времени проверять, все ли  в порядке у вашего ребенка.

3) Подготовьте ребенка к детскому саду.
Для ребенка не должно быть неожиданностью то, что его отправляют в детский сад. И чем больше он будет знать о детском садике еще до того как туда пойдет, тем лучше. Скажите ему сколько времени он будет проводить в садике и, если его расписание будет меняться, сообщайте ему о переменах как можно раньше. Помните что многие аутисты очень тяжело переносят изменение планов.

Заранее, очень четко и понятно разъясните ему все правила поведения в детском саду. Упоминайте даже о таких вещах, которые кажутся вам очевидными, особенно если они связаны со взаимодействием с людьми.

У многих аутичных людей проблемы с запоминанием лиц, так что могут быть полезны фотографии воспитателей и тех работников детского сада, которые будут непосредственно взаимодействовать с ребенком. Если ребенок умеет читать, вы можете подписать имена воспитателей на карточках. Если нет – вы можете помочь ребенку заучить их, показывая ему фотографии. Это поможет ему запомнить и распознавать их лица.

Помните, что многим аутичным детям крайне сложно формулировать свои мысли словами, особенно в необычной и стрессовой обстановке. Поэтому даже если ваш ребенок может использовать слова для коммуникации, возможно, в детском саду иногда ему надо будет использовать альтернативные виды коммуникации (карточки, специальные приложения на телефоне или планшете, письмо, если он умеет писать). Желательно обеспечить ребенка альтернативной коммуникацией и научить его ею пользоваться.

Первые несколько дней в детском саду вам лучше находится рядом с ребенком. Понаблюдайте за тем, как он ведет себя в группе, что ему больше всего мешает и как на него реагируют другие дети.

4) Поговорите с воспитателями
Обязательно расскажите воспитателям и руководству садика о том, что ваш ребенок аутичный. Подробнейшим образом ознакомьте воспитателей со всеми особенностями вашего ребенка. Объясните им, какие именно у вашего ребенка потребности, что надо делать, чтобы помочь ему в определенных ситуациях (например во время сенсорной перегрузки) и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах.
Возможно, стоит составить для них письменный список и/или найти информацию об аутизме в интернете.
Если воспитатели или руководство детского сада не относятся к потребностям вашего ребенка с уважением и пренебрегают вашими советами, то ни в коем случае нельзя отдавать ребенка в такой садик.
Если ваш ребенок уже ходит в такой садик, срочно заберите его оттуда!


5) Не забывайте о том, что ваш ребенок аутичный.

Ваш ребенок не меняет нейротип как только оказывается за дверью детского сада. В садике он тоже будет мыслить не так, как мыслят большинство детей. Нет никакого смысла заставлять его вести себя «так, как все». Вашему ребенку будет тяжело постоянно притворяться, кроме того, он никогда не станет нейротипичным. Поэтому самое лучшее, что вы можете сделать – это научить его приспосабливаться к миру, рассчитанному на людей с другим нейротипом.
Не стоит требовать от него того, что надо делать только потому что «так полагается» —  например играть в игрушки, смотреть в глаза при разговоре или не трясти руками. Психическое здоровье вашего ребенка должно быть для вас важнее, чем мнение чужих людей.

6) Особенности обучения.
Помните, что программа детского сада не рассчитана на аутичных детей. Многим аутичным детям сложнее переключать внимание с одной темы на другую. Во многих детских садах большое внимание уделяют физическим упражнениям и танцам, тогда как у большинства аутичных детей плохая координация движения. У некоторых аутичных детей проблемы с мелкой моторикой, тогда как в детском саду детей часто заставляют что-то мастерить. Очень многим аутичным детям сложно выполнять неточные, абстрактные задания, особенно те, что основаны на воображении, а такие задания часто дают в садике.
Очень вероятно, что из-за сенсорных особенностей вашему ребенку гораздо сложнее выполнять задания в садиковской обстановке, чем нейротипичным детям.
Помните об этом и не стыдите ребенка за провалы. Успехи в детском саду никак не влияют на дальнейшую жизнь человека, тогда как неудачи могут негативно сказаться на самооценке.

Расскажите воспитателю об особенностях обучения аутичных детей. Попросите его давать вашему ребенку как можно более  точно сформулированные задания.

7) Стимминг.
Не просите ребенка отказываться от стимминга. В садике он и без того оказывается в сенсорно-недружелюбной для него среде, и очень важно не лишать его природной защите. Кроме того, отказ от стимминга может мешать вашему ребенку воспринимать новую информацию.
Если стимминг  ребенка мешает другим детям, подумайте о замене стимов.
Кроме того, возможно ребенок может просто выходить из комнаты для того чтобы постимить, никому при этом не мешая.

Убедитесь в том, что воспитатели знают что такие стимминг и не будет отучать от него вашего ребенка.
Убедитесь в том, что воспитатели защитят вашего ребенка если из-за стимминга он будет подвергаться нападкам со стороны сверстников.

8) Сенсорные особенности.
Убедитесь в том, что в случае сенсорной перегрузки ваш ребенок сможет побыть в тихом и безопасном месте. И еще раз убедитесь в том, что воспитатели знают что делать в случае мелтдауна или отключения.

Возможно, ребенку стоит постоянно носить наушники и/или солнцезащитные очки и/или использовать любые другие инструменты, которые помогут снизить уровень негативного воздействие сенсорных раздражителей.

9) То, что стоит брать с собой.
Возможно, вашему ребенку будет удобнее, если в садике у него  будет своя посуда, такая же как та, что есть у него дома.

Многие дети отказываются есть определенные продукты не от того, что они не хотят это есть, а потому что они физически не могут заставить себя брать эту еду в рот. Дело в особой чувствительности аутичных детей к определенным запахам и текстуре еды.
Возможно, еду тоже лучше брать из дома.

Очень желательно брать с собой игрушки, если этого хочет ваш ребенок, потому что велика вероятность что он откажется играть с теми, что ему не принадлежат.

Помните, что ваш ребенок может потеряться во время прогулки или отстать от группы в помещении детского сада, и именно тогда у него может начаться мелтдаун. Поэтому лучше, если у него при себе будет карточка, на которой будет информация о том, что он аутист, о том, на что он может странно реагировать и что можно, а что ни в коем случае нельзя делать, если у него случиться сенсорная перегрузка. Возможно, на этой карточке также стоит написать номера телефонов ближайших родственников.
Желательно научить ребенка доставать эту карточку, если он находится на улице и чувствует, что у него может начаться сенсорная перегрузка.

10) Постарайтесь защитить ребенка от травли.
Четко и понятно объясните ребенку разницу между нападением и самообороной. Объясните, как именно он может давать сдачу своим обидчикам, в каких случаях лучше ответить словами, в каких – ударить, а в каких стоит обратиться за помощью к старшим. Объясните ему, к кому именно надо обращаться за помощью и что именно надо говорить. Чем точнее и подробнее вы ему это объясните, тем лучше.
Очень внимательно относитесь к жалобам вашего ребенка на его сверстников. Разъясняйте все непонятные для него ситуации, даже если вам кажется что он просто «любит мусолить эту тему» и что он «слишком умный чтобы не понимать таких элементарных вещей». Помогайте ему придумывать «сценарии ответов». Пусть эти сценарии будут как можно более универсальными.

Если ваш ребенок не рассказывает вам о том, что над ним издеваются в детском саду, это не значит, что над ним не издеваются. Ребенок может просто не знать, как рассказать вам о происходящем или не видеть в этом смысла.
Поэтому желательно, чтобы кроме ребенка у вас были и другие «источники информации».
Возможно, стоит регулярно обсуждать происходящее в группе с воспитателем.

Скажите ребенку, о чем именно он должен вам рассказывать (например, что он должен сообщать вам, если его бьют, если у него отнимают вещи, если с него сдергивают штаны, если ему говорят то, что кажется ему странным и т.п.) Постарайтесь назвать как можно больше вариантов травли, которые могут быть.

Если вы спрашивайте о ребенка о том что происходит в детском саду, задавайте как можно более конкретные вопросы.
Например: «другие дети тебя бьют?», «другие дети называют тебя странными словами?», «воспитатели заставляют тебя прекратить махать руками?»
Старайтесь не использовать слова, описывающие эмоции или те, у которых несколько значений.
Например, не стоит задавать ребенку вопросы вроде: «тебя там не обижают?»
Во-первых, «там» может значить практически любое место.
А во-вторых, ребенок может не понимать четкого значения слова «обижают». Либо он может ответить «нет, не обижают» даже если его избивают ногами, потому что он не чувствует обиды по отношению к тем кто это делает.

11) Убедитесь, что вашего ребенка ни к чему не принуждают.
Когда я ходила в детский сад, больше всего меня пугало то, что в детском саду моя жизнь мне не принадлежит. Мне казалось, что власть воспитателей над детьми практически безгранична. Это было похоже на жизнь в тоталитарном государстве.
Помните, что ребенок не должен чувствовать себя рабом. Убедитесь, что у него всегда есть право сказать: «нет». Убедитесь в том, что ваш ребенок об этом знает. Убедитесь в том, что воспитатели не заставляют его смотреть в глаза, общаться с другими детьми, заниматься тем, от чего ему плохо и т.п. Помните, что ни принудительное общение, ни принудительные занятия никогда не принесут пользы.

12)  Прислушивайтесь к мнению ребенка.

Помните, что никто не может знать лучше, что чувствует ваш ребенок и насколько ему плохо, чем, собственно, ваш ребенок. Помните о том, что аутичные дети не склонны к тому, чтобы что-либо преувеличивать. И помните о том, что многие вещи, которые могут казаться вам ерундой, для вашего ребенка могут быть очень серьезными проблемами.
Не стоит приучать к ответственности ребенка экстремальными методами. Если ваш ребенок хотел пойти в детский сад, но ему там не понравилось, это не повод принуждать его продолжать туда ходить. Ведь даже вы, взрослый человек, можете не понимать всех последствий от трудоустройства в неизвестную вам кампанию или от путешествия в незнакомую страну.

ПРИЛОЖЕНИЯ
1) Новостная заметка об аутичной девочке, пострадавшей в детском саду, после которой я решила написать эту статью.
В Татарстане в детском саду девочке оторвали мочку уха и выбили зубы
2) Мой личный опыт пребывания в детском саду
I) Аутичный ребенок в детском саду. Часть первая. Влияние на социализацию.
II) Аутичный ребенок в детском саду. Часть вторая. Подготовка к школе.
3) Интересный текст аутичного человека Ника Волкера
Ник Волкер: «То, что я хотел бы знать еще в детском саду»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s